Романова Екатерина
Петровская ООШ І-ІІІ ступеней
РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В СОХРАНЕНИИ ПАМЯТИ О
СОБЫТИЯХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Все дальше уносит время события Второй
мировой войны. Уходят из жизни последние ветераны. Все меньше среди нас
солдатских вдов и детей войны. Но память сердца в нас неумолима. Она живет,
пока есть источник величия, мужества и гордости за наших предков, настоящих
героев…
Множество людей задумываются над тем, что
может стать источником мудрости и гордой памяти нашего поколения? Именно сейчас
этот вопрос звучит остро и актуально. Вариантов ответов немало.
Мои современники считают, что источником могут быть книги и мемуары, хроника и
кинофильмы, документы и фотографии. Я
же все больше склоняюсь к мнению, что связующим звеном в патриотической работе могут
стать школьные музеи. Ведь музей – это
не просто экспонаты и документы, это застывшая история, к которой можно
прикоснуться, и она оживет перед тобой во всех своих красках.
В нашей школе тоже есть музейная
комната, которая была основана в 1976 году. Учащиеся школы под руководством
учителя истории Москаленко
Л.С. начали создавать первые экспозиции и вести поисковую работу о
боевых действиях на территории родных сел периода Второй мировой войны. Благодаря многолетней поисковой
работе мы узнали об истории нашей малой Родины и о том, как проходили здесь
военные действия. Села Петровка
Вторая, Знаменовка, Никольское, Зеленый Брод были оккупированы
немецко-фашистскими захватчиками уже в октябре 1941 года. [1] На территории
наших сел были сосредоточены воинские подразделения немецких регулярных армий,
а также наемные отряды итальянцев и хорватов. [2] Последние отличались особой
жестокостью в обращении с местным населением, грабежами, мародерством. Мужчины,
способные защищать родную землю, были мобилизованы на фронт, а в селах остались
только старики, женщины и дети. Нам стало известно, что из общего числа ушедших
на фронт по Никольскому сельскому совету погибло около 300 человек, а потери по
Александровскому району составили 3851 человек. [3] Ожесточенные бои шли за
рубежи правого берега реки Самары. [4] На левом берегу сосредоточились фашистские захватчики (в селах Петровка
Вторая, Знаменовка, Левадное), а на правом берегу наши войска (села Никольское,
Пасечное, Зеленый Брод, Раздол). За период оккупации села несколько раз переходили из рук в руки. По
материалам музея и воспоминаниям местных жителей Симоненко М.Ф., Зверевой Г.Д. нам стали известны обстоятельства гибели храбрых артиллеристов 904
стрелкового полка 57 Армии Южного фронта под командованием капитана А.А.
Чуткова [фото В] в феврале 1942 года, о гибели воинов-артиллеристов и командира
орудия Борисова С.М. [фото Г] возле села Знаменовка в мае 1941 года. А сколько
еще неизвестных героев-защитников родной земли…
В
настоящее время продолжается
работа по организации поиска и установлению связей с родственниками воинов,
которые погибли при освобождении родных сел. Учащиеся поддерживают связь с
близкими Борисова С.М. и Кромощ С.Л. Благодаря современным
информационно-коммуникационным технологиям, члены Совета музея под руководством
учителя истории Шамрай А.И. разыскали родных рядового Шемякина Я.А., [фото Д]
который сражался и погиб в бою против фашистских захватчиков в 1942 году. По просьбе родственников Якова Андреевича
была изготовлена памятная табличка и установлена на братской могиле в с. Никольском. Дети встречаются с ветеранами
Великой Отечественной войны Буцик П.Т., остарбайтером Леоновой М.М., детьми
войны Чулковой К.С, Белик В.П., записывают их воспоминания о войне. Проводятся
уроки мужества, пополняются фонды музея.
Забудут ли люди о событиях Второй
мировой войны? Это возможно, если исчезнут все исторические источники и память
человеческая иссякнет, поэтому работу музеев я считаю жизненно важной. Музеи создают люди, а школьные музеи -
учащиеся школ и педагоги, а это значит, что история переходит от поколения к поколению,
от сердца к сердцу и хранится не только в экспозициях и фондах, но и в памяти
каждого человека. Пока будут существовать школьные музеи, память о событиях Второй мировой войны не
угаснет!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
1.История городов и сел УССР (Донецкая область)
под ред. Кулаковского В.М. Харьков: Главная ред. АН УССР,
1970. -991 с.
3. Книга памяти Украины Донецкая область. -
Т.1/Глава редкол. Герасимов И.О.-Донецк: ТОВ «Алан»,2001. -651 с.
4.Осадчий Г.А. Ради жизни на земле. -
Александровская РДА, 2000. -118 с.
Немає коментарів:
Дописати коментар