понеділок, 4 травня 2015 р.

Романова К. Петрівська ЗОШ І-ІІІ ступенів Олександрівської районної ради

Романова Екатерина
Петровская ООШ І-ІІІ ступеней
РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В СОХРАНЕНИИ ПАМЯТИ О СОБЫТИЯХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Все дальше уносит время события Второй мировой войны. Уходят из жизни последние ветераны. Все меньше среди нас солдатских вдов и детей войны. Но память сердца в нас неумолима. Она живет, пока есть источник величия, мужества и гордости за наших предков, настоящих героев…                           
Множество людей задумываются над тем, что может стать источником мудрости и гордой памяти нашего поколения? Именно сейчас этот вопрос звучит остро и актуально. Вариантов ответов немало. Мои современники считают, что источником могут быть книги и мемуары, хроника и кинофильмы, документы и фотографии.   Я же все больше склоняюсь к мнению, что связующим звеном в патриотической работе могут стать школьные музеи.  Ведь музей – это не просто экспонаты и документы, это застывшая история, к которой можно прикоснуться, и она оживет перед тобой во всех своих красках.
В нашей школе тоже есть музейная комната, которая была основана в 1976 году. Учащиеся школы под руководством учителя истории              Москаленко Л.С. начали создавать первые экспозиции и вести поисковую работу о боевых действиях на территории родных сел периода Второй  мировой войны. Благодаря многолетней поисковой работе мы узнали об истории нашей малой Родины и о том, как проходили здесь военные действия. Села Петровка Вторая, Знаменовка, Никольское, Зеленый Брод были оккупированы немецко-фашистскими захватчиками уже в октябре 1941 года. [1] На территории наших сел были сосредоточены воинские подразделения немецких регулярных армий, а также наемные отряды итальянцев и хорватов. [2] Последние отличались особой жестокостью в обращении с местным населением, грабежами, мародерством. Мужчины, способные защищать родную землю, были мобилизованы на фронт, а в селах остались только старики, женщины и дети. Нам стало известно, что из общего числа ушедших на фронт по Никольскому сельскому совету погибло около 300 человек, а потери по Александровскому району составили 3851 человек. [3] Ожесточенные бои шли за рубежи правого берега реки Самары. [4] На левом берегу сосредоточились фашистские захватчики (в селах Петровка Вторая, Знаменовка, Левадное), а на правом берегу наши войска (села Никольское, Пасечное, Зеленый Брод, Раздол). За период оккупации села несколько раз переходили из рук в руки. По материалам музея и воспоминаниям местных жителей Симоненко М.Ф., Зверевой Г.Д. нам стали известны обстоятельства гибели храбрых артиллеристов 904 стрелкового полка 57 Армии Южного фронта под командованием капитана А.А. Чуткова [фото В] в феврале 1942 года, о гибели воинов-артиллеристов и командира орудия Борисова С.М. [фото Г] возле села Знаменовка в мае 1941 года. А сколько еще неизвестных героев-защитников родной земли…                                                                                                                            
В настоящее время продолжается работа по организации поиска и установлению связей с родственниками воинов, которые погибли при освобождении родных сел. Учащиеся поддерживают связь с близкими Борисова С.М. и Кромощ С.Л. Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям, члены Совета музея под руководством учителя истории Шамрай А.И. разыскали родных рядового Шемякина Я.А., [фото Д] который сражался и погиб в бою против фашистских захватчиков в 1942 году.  По просьбе родственников Якова Андреевича была изготовлена памятная табличка и установлена на братской могиле в с. Никольском. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны Буцик П.Т., остарбайтером Леоновой М.М., детьми войны Чулковой К.С, Белик В.П., записывают их воспоминания о войне. Проводятся уроки мужества, пополняются фонды музея.                       

Забудут ли люди о событиях Второй мировой войны? Это возможно, если исчезнут все исторические источники и память человеческая иссякнет, поэтому работу музеев я считаю жизненно важной.  Музеи создают люди, а школьные музеи - учащиеся школ и педагоги, а это значит, что история переходит от поколения к поколению, от сердца к сердцу и хранится не только в экспозициях и фондах, но и в памяти каждого человека. Пока будут существовать школьные музеи,  память о событиях Второй мировой войны не угаснет!     
    
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.История городов и сел УССР (Донецкая область) под ред. Кулаковского В.М. Харьков: Главная ред. АН УССР, 1970. -991 с.
3. Книга памяти Украины Донецкая область. - Т.1/Глава редкол. Герасимов И.О.-Донецк: ТОВ «Алан»,2001. -651 с.
4.Осадчий Г.А. Ради жизни на земле. - Александровская РДА, 2000. -118 с.                                                         

Немає коментарів:

Дописати коментар